Управление инновационными процессами в библиотеке

Мы живем в мире, пронизанном новизной. Свобода, которая пришла в российские библиотеки на смену идеологическим догмам, подняла волну творческой инициативы всех работников. В библиотеках несколько лет назад началось поступательное движение, суть которого – обновление и содержания, и методов работы, и управления, что позволило сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела. В нашу профессиональную жизнь вошло и прочно утвердилось понятие «инновации». Латинское innovation означает «введение новаций». Его русский аналог «нововведение» по частоте употребления сегодня не знает себе равных.

На взгляд автора статьи, инновация – это создание принципиально новых образцов библиотечной деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. Изучение вопроса убеждает, что любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву. Социальная обусловленность и библиотечно-библиографическая целесообразность – это необходимые качества подлинно инновационной деятельности.

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации – это необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

Освоение новшеств становится одной из ключевых управленческих задач, которую ставит переходный период от индустриальной эры к эре информационной с ее беспрецедентными темпами и сложностью изменений. Ситуация часто осложняется тем, что новшество вступает в противоречие с основными целями библиотеки. Важнейшим вопросом инновационной политики является разработка новых идей. Выдвинув какую-то идею, необходимо установить реальность спроса на нее. Существуют определенные этапы по управлению изменениями: инициирование инноваций, разработка организационной базы изменений, подготовка библиотеки к изменениям и внедрение новшеств. Чтобы в библиотеках повысилось количество пользователей, безусловно, нужны нововведения, которые стоит воплощать в жизнь поочередно, решая все возникающие задачи «шаг за шагом».

Любое внедрение чего-либо нового происходит из-за изменения условий внешней среды, способности адаптироваться в этих изменениях. Автор убежден, что новшества могут вывести библиотеку на абсолютно новый и очень высокий уровень развития организационной структуры, если будут созданы определенные условия в обеспечении качества предоставления услуг, а также развитии технологий. Даже такое учреждение, как библиотека, со временем утрачивает свои позиции среди пользователей. Чтобы этого не произошло, она должна сосредоточиться на эффективности деятельности и заинтересовать все категории людей. А это возможно через развитие и использование инноваций.


4756336733240202.html
4756405743380257.html
    PR.RU™