Условия реализации адаптированной основной образовательной

Предыдущая63646566676869707172737475767778Следующая

программы общего образования обучающихся с умственной отстало-

стью (вариант D)

Условия получения образования обучающимися с умственной отстало-

стью включают систему условий к кадровому, финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению освоения обучающимися варианта

D АООП ОО.

Кадровые условия реализации адаптированной основной образова-

тельной программы общего образования обучающихся с умственной от-

Сталостью

Кадровые условия реализации адаптированной основной

образовательной программы общего образования обучающихся с умственной

отсталостью предусматривают следующие требования:


1. Образовательная организация должна быть укомплектована педагоги-ческими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с умственной от-сталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

2. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей СИОП для обучающихся с умственной отсталостью, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

3. В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью, предполагает меж-

дисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и соци-

альные работники), компетентных в понимании особых образовательных по-

требностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зави-

симости от состава обучающихся в штат специалистов включаются: учителя-

дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопе-

ды, психологи, специалисты по лечебной физкультуре, социальные педагоги,

врачи (психиатр, невролог, педиатр).

В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной ор-

ганизации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специа-

листы других организаций привлекаются к работе с обучающимися по вари-

анту D АООП.


Педагоги (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматрива-ющую получение высшего профессионального образования:



а) по направлению специальное (дефектологическое) образование;

б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];

в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопе-дия, олигофренопедагогика;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогиче-ское образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязатель-ным прохождением профессиональной переподготовки по направлению спе-циальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бака-лавр).

Для работы с обучающимися, осваивающими АООП (вариант D) необходим

тьютор (ассистент, помощник), имеющий уровень образования не ниже

среднего профессионального с обязательным прохождением

профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области

специальной педагогики:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в

области специальной (коррекционной) педагогики; специальной

(коррекционной) психологии).

Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие пе-

дагоги, занятые в образовании обучающихся, должны иметь уровень образо-

вания не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дис-

циплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки

или повышением квалификации в области специальной педагогики или спе-

циальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образ-

ца.


Медицинские работники, включенные в процесс сопровождения обучающихся (врач-психиатр, невролог, педиатр), должны иметь соответствующее медицинское образование.

Количество штатных единиц специалистов определяется в соответ-

ствии с нормативными документами Министерства образования и науки Рос-

сии.

Все специалисты, участвующие в реализации СИОП для обучающихся с умственной отсталостью, должны владеть методами междисциплинарной командной работы.

В целях реализации междисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, медицинских организаций, организаций системы социальной защиты населения, а также центров психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации СИОП обучающихся с умственной отсталостью, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи,

ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающих-

ся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоро-

вья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства,

медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (сред-

ства передвижения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного


аппарата, слуховые аппараты и кохлеарныеимпланты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.)

Мультидисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся: психолого-

педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной образо-

вательной программы, реализация и корректировка программы, анализ ре-

зультативности обучения.

Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения ме-

дицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным образователь-

ным программам организуется на дому или в медицинских организациях18.

Администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.

Специалисты, участвующие в реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР, должны обладать следующими

компетенциями:

· наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с ум-ственной отсталостью, их развитию, социальной адаптации, приобре-тению житейского опыта;

· понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью;

· знание этиологии умственной отсталости, сложных и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с умственной отсталостью, с множественными нарушениями, формиро-

18Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. n 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (собрание законодательства Российской Федерации, 2012, n 53, ст. 7598; 2013, n 19, ст. 2326).


вание практических умений проведения психолого-педагогического

изучения обучающихся;

· наличие представлений о своеобразии психофизического развития обу-чающихся;

· понимание специальных образовательных потребностей обучающихся

с умственной отсталостью;

· понимание цели образования данной группы обучающихся как разви-тие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной са-мостоятельности и самореализации в повседневной жизни;

· учет индивидуальных возможностей и особых образовательных по-требностей ребенка при определении содержания и методов коррекци-онной работы;

· способность к разработке специальных индивидуальных образователь-ных программ, к адекватной оценке достижений в развитии и обучении обучающихся;

· наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения обучающихся с различным соче-танием первичных нарушений;

· активное участие в специальной организации жизни ребенка в услови-ях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;

· понимание наиболее эффективных путей организации и определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье;

· умение организовать взаимодействие воспитанников с обучающимися


и взрослыми, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающе-

гося за пределы семьи и образовательной организации;

· наличие творческого отношения к педагогической деятельности по об-разованию обучающихся данной группы, способности к поискам инно-вационных и нетрадиционных методов развития обучающихся, внед-рению новых технологий развития и образования;

· наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями обучающихся;

· наличие способности к работе в условиях междисциплинарной коман-ды специалистов.

Для администрации образовательных организаций, в которых обучают-

ся обучающиеся с умственной отсталостью, а также для педагогов, психоло-

гов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных про-

фессиональных образовательных программ в области коррекционного обу-

чения данной группы обучающихся с использованием междисциплинарных подходов в объеме не менее 144 часов и не реже, чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ве-

дения данного вида образовательной деятельности.


4755254549730099.html
4755275566987314.html
    PR.RU™